▫Однажды шейх ‘Абдуррахим спросил у шейха Ар-Рифа‘ий: «Люди просят меня рассказать о нашем вероубеждении — как мне лучше им ответить?» Шейх Ахмад Ар-Рифа‘ий сказал:
«О, ‘Абдуррахим! Знай, что все, кроме Создателя, создано Им. День и ночь, свет и тьма, семь Небес и то, что в них, и солнце, и луна, и земля, и то, что на земле: горы, моря, деревья и разные виды растений и их сорта, и все животные — и приносящие пользу, и причиняющие вред — все это создано Аллаhом. До создания всего этого не было никакой основы и материи, и нет абсолютно ничего во вселенной, кроме того, что сотворил Аллаh. А также Рай и ад, ‘Арш и Курсий, Доска Судеб (Аль-Ляух) и Перо (Аль-Калям), Ангелы, люди и джинны, включая шайтанов — ничего этого не было, а появилось только потому, что Аллаh создал их.
А также не было свойств и состояний всех этих созданий — таких, как движение и покой, соединение и разделение, еда, питье и запахи, невежество и знания, немощность и сила, слух и глухота, зрение и слепота, речь и немота, здоровье и болезни, смерть и жизнь — все это создано Аллаhом. И каждое действие созданных и их плоды (кясб) — все это создано Аллаhом, будь эти действия из того, что Аллаh повелел или запретил, и результат этих действий тоже создан — будь то вознаграждение или наказание.
Как сказано в Священном Кур’ане (сура «Аль-Фатыр». аят 3) означающее:
«Разве есть создатель, кроме Аллаhа?! Только Он дарует ризк».
Аллаh делает то, что Он хочет, судит так, как Он хочет. И покорность, и грехи предопределены Аллаhом и происходят по Его Воле и Могуществу. И поклонение Создателю происходит по Его Воле и так, как Он хотел.
И послушание — суждено Аллаhом.
Грехи тоже предопределены и происходят по Его Воле, но не по Его приказу и не по Его одобрению («одобрение Аллаhа» означает не чувство, а то, что Аллаh дает вознаграждение) и любви («любовь Аллаhа» означает не чувство, а то, что Он дает милость или особую степень). Что хотел Аллаh, несомненно происходит, будь то покорность или грех — это значение слов:
ма ша Аллаhу кяна уа ма лям яша’ лям якун
(«Что Аллаh хочет — происходит, чего не хочет — не происходит»).
Кому Аллаh даровал быть на Истинном Пути, в том Он создал действия, которые и ведут по этому пути. А кому не дано быть на пути Истины, тот и не будет — и все это по Воле Всевышнего.
Сказано в суре «Ар-Рад», аят 29 означающее:
«Благо тому, кто уверовал и делал добро — ему уготована прекрасная обитель».
Аллаh дает своему рабу то, что Он хочет, будь то хорошее или плохое. И Аллаh не обязан давать рабу блага. И если у раба есть какое-то благо, то это — дар от Аллаhа и Его милость, а не обязанность. А если рабу не дано какое-то благо, то в этом нет несправедливости. Хвала Аллаhу!
Аллаh Всевышний вечен — нет ни начала, ни конца Его Существованию. Он — Живой, но без души, Знающий, но без сердца и без мыслей (разум и мысли человека связаны с его сердцем), Он Всемогущий, но без приспособлений, Он Всеслышащий, но без ушей, Он Всевидящий, но без глаз, Он говорит, но без языка.
Сыфаты Аллаhа вечны без начала, как и Он Сам. Ни один из Его Сыфатов не появился (то есть не имеет начала).
Его Речь — не звуки и не буквы. А звуками и буквами в Священных Писаниях выражается смысл Речи Аллаhа.
Аллаh — не тело (джисм) и не частица (джауhар), и не арад (свойство и состояние), Он не находится над каким-либо местом или в каком-либо месте. Воистину, Всевышний Аллаh был, и не было ни времени, ни места. Аллаh не имеет образа. Все, что ты можешь себе представить в воображении и в уме — создано Аллаhом.
Аллаh Всевышний не подобен ничему из того, что Он создал. Сущность Создателя не подобна сущности Его созданий. И Его Сыфаты не подобны качествам созданных. Как и сказано в аяте 11 Суры «Аш-Шура» означающее:
«Нет ничего подобного Ему, Он — Всеслышащий и Всевидящий».
Аллаh Всевышний — Один-Единственный, Единый и неделимый, не нуждается ни в ком и ни в чем, нет у Него соучастника в божественности, нет у Него помощника, нет подобного Ему, и нет противостоящего Ему, нет такого же, как Он, нет равного Ему. Нет начала и нет конца Его Существованию.
Нет у Него ни сына, ни матери, ни отца.
Он — Аль-Аууаль (Вечный без начала) и Аль-Ахир (Вечный без конца), Он — Аз-Зъоhир (все созданное доказывает Его Существование) и Аль-Батын (невозможно умом постичь Его Сущность), и, воистину, Он знает абсолютно обо всем и Всемогущ над всем.
Аллаh знает все о Своих созданиях — от их начала до их конца.
И все созданное своим видом и строением указывает на то, что нет другого создателя, кроме Аллаhа, и Он — Милостивый для всех на этом свете и только для верующих на Том Свет».